памятка по редактуре сильного текста

памятка по редактуре сильного текста


Информативность: меньше слов, больше смысла

«Живой, энергичный слог всегда точен, краток и немногословен. В предложении не должно быть ненужных слов, в абзаце не должно быть ненужных предложений по той же причине, почему не нужны лишние линии на картине и лишние детали в механизме.”

Как повысить информативность

Сократить
— фразы с отглагольными существительными, канцелярские наименования;
— усиления и повторы;
— спорные и очевидные определения и обстоятельства;
— клише, разговорные междометия, лишние союзы и мусорные фразы, особенно использованные неверно;
— модальность (должно, можно, нужно, необходимо, не стоит, стоит) и местоимения;
— лишнюю информацию, лексические и синтаксические повторы;

Наполнить
— раскрыв гиперонимы (аппаратура, продукты, изделия, еда) и подобрав осмысленные глаголы;
— добавив недостающую информацию и расставив все по местам.

Cтоп-слова

Эти слова и выражения обычно работают балластом или используются не по назначению. Стоп-слово — признак неинформативного текста. Не обязательно его сразу удалять, но надо остановиться и подумать.

Усиляющие и обощенные определения и наречия
абсолютный, безусловый, в целом, всякий, весьма, общий, около, разнообразный

Определения и наречия в принципе
активный, актуальный, вычскательный, длительный, знаковый, инновационный

Очевидные сущности, местоимения
вы, мы, посетитель, документ, сайт, страница, информация, меню, ссылка, здесь, тут

Клише и канцеляризмы
а также, в лучших традициях, как говорится, осуществлять, оказывать, принимать

Паразиты времени
в настоящий момент, в настоящее время, сейчас, нынче, на сегодняший день

Фразы с отглагольными существительными
делать, осуществлять, выполнять

Осуществлять деятельность по продажи -> продавать
Заниматься дистрибуцией товаров народного потребления на территории России -> поставлять.

Причастный обороты
отвечающего требованиям, обслуживающего население, доставляемых по России

Страдательный залог
поставляются, устанавливаются, обслуживаются

Качественные прилагательные
Несут какой угодно смысл, а значит никакого. “Высокая башня”, “богатый человек”, “качественный контент”, “известный консультант”. Насколько высокая и богатый? Высотой с 16-этажный дом. Имеет виллу на Лазурном берегу.

Модальность
Механически удалить из текста во всех формах: мочь, долженствовать, нуждаться.

Сложные предложения
Предложения — разбить. Связки — убить.

Краткое руководство по обращению со знаками препинания

Многоточие…
В информационном стиле многоточие необходимо при опущении части цитат и в диапазонах значений.

Скобки
В скобках содержатся второстепенные пояснения, ремарки, дополнительные сведения. Скобки не меняют пунктуацию основного предложения. Точка в скобках ставится только когда фраза в скобках вынесена в отдельное предложение. Обилие скобок в тексте — признак слишком сложной структуры.

Кавычки
В русском тексте используются французские „ёлочки“ и немецкие „лапки“, в английском — “двойные” и ‘одинарные’.

Дефис
Дефис используется в составных словах, приблизительных значениях и переносах.

Тире
Тире — это и значительная пауза, и диапазон, и противопоставление, и отбивка цитаты, и реплика диалога, и замена скобкам, и опущенное сказуемое, и что угодно, — только не дефис и не минус.

Пробел
Точка и запятая требуют пробела после себя, в том числе в инициалах. Перед точкой м запятой пробелы не ставятся. Также они не ставятся вокруг тире, обозначающего диапазон значений. В каждом случае нужен один пробел (а не два и не три).

Точка
Точка ставится в конце предложения. Так как список — тоже предложение, его тоже закрывает точка.

Заголовки

Назывные
Просто обозначают, о чем пойдет речь. О компании, услуги, результаты исследования блох

Транзитивные
Сразу дают результат, какой из текста делается вывод. Например, „Путин уволил министра чего-то там. “

Ни о чем
Дурацкие заголовки без связи с текстом и пользы для читателя. Бывает, для повышения кликабельности пишут всякий трэш. Или просто по глупости.

Игровые
Например, заголовок „Утюг в подарок“ для статьи о маркетинговых акциях банков.